Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации — одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Детский сад № 71 «Зоренька» сдан в эксплуатацию в 1974 году. До 1996 года принадлежал Волжскому заводу синтетического каучука. С октября 1996 года передан в муниципальную собственность. МДОУ № 71 находится в отдельно стоящем двухэтажном здании, выстроенном по типовому проекту.

В детском саду функционирует:

Групповые помещения — 7 Медицинский блок
Методический кабинет Кабинет заведующего
Изостудия Кабинет завхоза, специалиста по кадрам
Спортивный зал Пищеблок
Музыкальный зал Прачечная
Кабинет музыкального руководителя Спортивная площадка, оснащённая необходимым оборудованием
Игротека Кабинет логопеда

Территория дошкольного учреждения ограждена забором, хорошо озеленена, каждая возрастная группа имеет свой прогулочный участок, оборудованный игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, машинами и др, разбиты цветники и клумбы. Педагоги ДОУ ежегодно сооружают различные поделки своими руками для развития познавательных интересов детей, двигательной активности и красоты. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники и клумбы. Часть территории оборудована под спортивную площадку.

Материальная база ДОУ периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является художественно-эстетическое воспитание.

Групповые комнаты

Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. При организации пространства групповых комнат педагоги ДОУ учитывают потребность детей в свободном пространстве для максимального количества детей, находящихся в помещении одновременно. В групповых комнатах достаточно места для детей, взрослых и размещения оборудования, имеется хорошее освещение, работает вентиляция. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты.

В групповых помещениях определены и оборудованы центры интересов в соответствии с возрастом воспитанников (центр для сюжетно-ролевых игр, центр для театрализованных игр и музыкальной деятельности, книжный центр, центр познавательно-исследовательской деятельности, центр конструктивной деятельности, центр для изобразительной деятельности, спортивный центр), а также имеется мягкая мебель для отдыха и комфорта, где дети могут отдыхать, читать или спокойно играть, «Уголки уединения», где один или два ребёнка могут играть без вмешательства со стороны других детей. Все материалы и оборудование доступны детям, периодически меняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В группах выделено место для персональных выставок детских работ (рисунки, поделки), оформление мини-музеев.

В ДОУ имеются отдельные помещения:

Кабинет изостудии:

ИЗО студия «Рисовашка» оснащена необходимым изобразительным материалом, имеются развивающие игры, предметы декоративного прикладного искусства, копии картин известных художников. Здесь дети удовольствием занимаются не только художественной деятельностью, но и во вторую половину дня здесь проходят кружки «Тестопластика», «Подготовка к школе», «Креативное рукоделие», «Живопись и графика. Подготовка руки к письму», «Артикуляционная гимнастика». Все материалы в изостудии эстетически привлекательны, имеют современный дизайн, яркую окраску и изготовлено из современных материалов.

А ещё здесь расположен мини-музей «Русская изба» — хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры, Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (русской печкой, прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т. д.). Занятия в «Русской избе» предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара. В холле детского учреждения располагается выставка детских работ «Наш вернисаж», где дети систематически выставляют свои рисунки.

Изостудия детского сада оснащена информационно-коммуникативной техникой (ноутбук, проектор). Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического, позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Изостудия — любимое место не только дошколят, но и педагогов. Здесь с педагогами организуют очень интересные мастер-классы, занятия, художественные встречи.

Физкультурный зал

Физкультурный зал имеет хорошее естественное освещение в качестве 2-х больших окон и 3-х малых и в дополнение 10 люминесцентных светильника (потолочных плафонов). Системы отопления закрыты панелями и не выступают из плоскости стены. Вентиляция обеспечивается естественным путем проветривания через окна и фрамуги. Спортивное оборудование зала размещено по периметру помещения благодаря этому остается максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения занятий. Во время проведения занятий дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые располагаются на открытых полках и стеллажах находящихся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Инвентарь можно перемещать, переставлять с одного места на другое в зависимости от образовательной ситуации, и поставленной задачи. На физкультурных занятиях дети приобретают опыт в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни. В физкультурном зале имеется оборудование для занятий спортом: Гимнастическая скамейка, доска гладкая с зацепами, доска с ребристой поверхностью, дорожка-змейка (канат), коврик массажный, батут детский, скакалки, маты гимнастические, гимнастический мяч (фитбол), кегли, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячи малые, мяч для баскетбола, мишени для метания настенные, кольцо баскетбольное, стенка гимнастическая деревянная, туннель. Для общеразвивающих упражнений: флажки, кубики, ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные (суджок), обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые. Для подвижных игр и эстафет: Маски, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, платочки, ракетки для бадминтона. Все спортивное оборудование и инвентарь изготовлено из безвредных для здоровья детей материалов, закреплено и проверено.

Музыкальный зал

Оснащён видео и аудиотехническими средствами, детскими стульчиками с росписью, на окнах висят жалюзи, шторы, есть пианино, синтезатор, микрофоны, большой оркестр музыкальных инструментов (ложки, трещётки, свистульки и т. д.), русские народные костюмы, для детей и взрослых, сконструированы разнообразные ширмы, декорации в виде дворцов, деревьев. Оформлен стенд «Музыкальная гостиная» где размещаются дипломы, грамоты детей, рекомендации для родителей и воспитателей. Музыкальный зал украшается по сезонам и оформляется в соответствии с тематикой праздника.

Игротека «Умники и умницы»

Место для проведения развивающих занятий, игр, организованное в отдельном помещении ДОУ. Игротека оснащена материалами для детей разного дошкольного возраста по развивающим играм В.В. Воскобовича: малая развивающая среда «Фиолетовый лес», игровой комплекс «Мини — ларчик», конструктор «Геоконт», эталонные конструкторы (логоформочки), конструктор «Игровой квадрат» (Квадрат Воскобовича 2 цв-4 цв), знаковые конструкторы (волшебная восьмерка 1,2), чудо-конструкторы (Чудо-Крестики 1,2), а также сказочные образы (пчёлка Жужа, ворон Метр, луч Владыка и др), Кораблик «Плюх-Плюх», математические корзинки, имеется различный деревянный конструктор, дидактические игры.

Занятия с детьми в Игротеке проводятся с подгруппой детей (5 ч) в определённое время для каждой возрастной группы. Продолжительность групповых занятий составляет 20 — 30 минут (в зависимости от возраста детей). Руководителем Игротеки организующий деятельность является воспитатель высшей квалификационной категорией. Помещение игротеки полифункционально здесь нет столов и стульев, а полы покрыты ковролином, для того, чтобы дети могли занять удобную позу для себя , а также есть подушки разной формы на которых можно и посидеть и полежать. Весь материал доступен и безопасен детям, игры расположены так, что ребёнок легко может достать и взять то, что ему нужно.

Методический кабинет

Методический кабинет в нашем детском учреждении доступен каждому педагогу, обеспечивает эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания,содержит документальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов, рабочую программу педагога, компьютер, принтер, ноутбук, есть доступ в Интернет)

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности, разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа, диагностика).

Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование); Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов, инновационная деятельность).

Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

В методическом кабинете оформлены стенды для размещения информации («Мастерская педагога», «Справочная детского сада», «Аттестация», «Обсудим вместе»).

Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Оформление кабинета выполнено в едином стиле, со вкусом, располагает к беседе, творческой работе.

Медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет)

Во всех помещениях имеется медицинское оборудование, мебель и медикаменты для оказания первой помощи, имеется бактерицидная лампа для предотвращения распространения бактерий и вирусов. В процедурном кабинете осуществляются профилактические прививки по направлению врача детского сада. Для наглядной агитации и распространение информации оформлен стенд «Айболит».

В целях оздоровления воспитанников, в осенний и весенний периоды детей кормят кислородным коктейлем. Кислородный коктейль — удивительная вещь. Его свойства можно сравнить с часовой прогулкой на свежем воздухе где-то в лесу, далеко от города. Такие коктейли нужно пить как взрослым, так и детям. С их помощью можно избавить от кислородного голодания, обогатить свой мозг кислородом и заставить его в несколько раз лучше работать.

Пищеблок и прачечная ДОУ оборудованы всем необходимым.

Условия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления образовательных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов в образовательном учреждении.

В рамках указанного направления в ДОУ необходимо решить задачу по укреплению материально-технической базы для проведения комплексной педагогической и социальной реабилитации инвалидов.

Все педагоги нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ по программе «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ» 72 ч, 2017 г. Общество с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие „СОДРУЖЕСТВО“», город Москва

Официальный интернет-сайт дошкольного учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

В МДОУ д/с № 71 не имеется специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.

Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Лестницы оборудованы перилами, дверные звонки в доступе, в дверные проемы (проходит коляска).

Произведён ремонт асфальтового покрытия.