Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации — одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Детский сад № 71 "Зоренька" сдан в эксплуатацию в 1974 году. До 1996 года принадлежал Волжскому заводу синтетического каучука. С октября 1996 года передан в муниципальную собственность. МДОУ № 71 находится в отдельно стоящем двухэтажном здании, выстроенном по типовому проекту. Функционирует 7 возрастных групп.

Территория дошкольного учреждения ограждена забором, хорошо озеленена, каждая возрастная группа имеет свой прогулочный участок, оборудованный игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, машинами и др, разбиты цветники и клумбы. Педагоги ДОУ ежегодно сооружают различные поделки своими руками для развития познавательных интересов детей, двигательной активности и красоты. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники и клумбы. Часть территории оборудована под спортивную площадку.

Материальная база ДОУ периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является художественно-эстетическое воспитание.

Групповые комнаты

Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. При организации пространства групповых комнат педагоги ДОУ учитывают потребность детей в свободном пространстве для максимального количества детей, находящихся в помещении одновременно. В групповых комнатах достаточно места для детей, взрослых и размещения оборудования, имеется хорошее освещение, работает вентиляция. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты.

В групповых помещениях определены и оборудованы центры интересов в соответствии с возрастом воспитанников (центр для сюжетно-ролевых игр, центр для театрализованных игр и музыкальной деятельности, книжный центр, центр познавательно-исследовательской деятельности, центр конструктивной деятельности, центр для изобразительной деятельности, спортивный центр), а также имеется мягкая мебель для отдыха и комфорта, где дети могут отдыхать, читать или спокойно играть, «Уголки уединения», где один или два ребёнка могут играть без вмешательства со стороны других детей. Все материалы и оборудование доступны детям, периодически меняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В группах выделено место для персональных выставок детских работ (рисунки, поделки), оформление мини-музеев.

В ДОУ имеются отдельные помещения:

Кабинет изостудии:

ИЗО студия «Рисовашка» оснащена необходимым изобразительным материалом, имеются развивающие игры, предметы декоративного прикладного искусства, копии картин известных художников. Здесь дети удовольствием занимаются не только художественной деятельностью, но и во вторую половину дня здесь проходят кружки «Тестопластика», «Подготовка к школе», «Креативное рукоделие», «Живопись и графика. Подготовка руки к письму», «Артикуляционная гимнастика». Все материалы в изостудии эстетически привлекательны, имеют современный дизайн, яркую окраску и изготовлено из современных материалов.

А ещё здесь расположен мини-музей «Русская изба» — хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры, Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (русской печкой, прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т. д.). Занятия в «Русской избе» предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара. В холле детского учреждения располагается выставка детских работ «Наш вернисаж», где дети систематически выставляют свои рисунки.

Физкультурный зал

Физкультурный зал имеет хорошее естественное освещение в качестве 2-х больших окон и 3-х малых и в дополнение 10 люминесцентных светильника (потолочных плафонов). Системы отопления закрыты панелями и не выступают из плоскости стены. Вентиляция обеспечивается естественным путем проветривания через окна и фрамуги. Спортивное оборудование зала размещено по периметру помещения благодаря этому остается максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения занятий. Во время проведения занятий дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые располагаются на открытых полках и стеллажах находящихся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Инвентарь можно перемещать, переставлять с одного места на другое в зависимости от образовательной ситуации, и поставленной задачи. На физкультурных занятиях дети приобретают опыт в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни. В физкультурном зале имеется оборудование для занятий спортом: Гимнастическая скамейка, доска гладкая с зацепами, доска с ребристой поверхностью, дорожка-змейка (канат), коврик массажный, батут детский, скакалки, маты гимнастические, гимнастический мяч (фитбол), кегли, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячи малые, мяч для баскетбола, мишени для метания настенные, кольцо баскетбольное, стенка гимнастическая деревянная, туннель. Для общеразвивающих упражнений: флажки, кубики, ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные (суджок), обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые. Для подвижных игр и эстафет: Маски, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, платочки, ракетки для бадминтона. Все спортивное оборудование и инвентарь изготовлено из безвредных для здоровья детей материалов, закреплено и проверено.

Музыкальный зал

Оснащён видео и аудиотехническими средствами, детскими стульчиками с росписью, на окнах висят жалюзи, шторы, есть пианино, синтезатор, микрофоны, большой оркестр музыкальных инструментов (ложки, трещётки, свистульки и т. д.), русские народные костюмы, для детей и взрослых, сконструированы разнообразные ширмы, декорации в виде дворцов, деревьев. Оформлен стенд «Музыкальная гостиная» где размещаются дипломы, грамоты детей, рекомендации для родителей и воспитателей. Музыкальный зал украшается по сезонам и оформляется в соответствии с тематикой праздника.

Игротека «Умники и умницы»

Место для проведения развивающих занятий, игр, организованное в отдельном помещении ДОУ. Игротека оснащена материалами для детей разного дошкольного возраста по развивающим играм В.В. Воскобовича: малая развивающая среда «Фиолетовый лес», игровой комплекс «Мини — ларчик», конструктор «Геоконт», эталонные конструкторы (логоформочки), конструктор «Игровой квадрат» (Квадрат Воскобовича 2 цв-4 цв), знаковые конструкторы (волшебная восьмерка 1,2), чудо-конструкторы (Чудо-Крестики 1,2), а также сказочные образы (пчёлка Жужа, ворон Метр, луч Владыка и др), Кораблик «Плюх-Плюх», математические корзинки, имеется различный деревянный конструктор, дидактические игры.

Занятия с детьми в Игротеке проводятся с подгруппой детей (5 ч) в определённое время для каждой возрастной группы. Продолжительность групповых занятий составляет 20 — 30 минут (в зависимости от возраста детей). Руководителем Игротеки организующий деятельность является воспитатель высшей квалификационной категорией. Помещение игротеки полифункционально здесь нет столов и стульев, а полы покрыты ковролином, для того, чтобы дети могли занять удобную позу для себя , а также есть подушки разной формы на которых можно и посидеть и полежать. Весь материал доступен и безопасен детям, игры расположены так, что ребёнок легко может достать и взять то, что ему нужно.

Методический кабинет

Методический кабинет в нашем детском учреждении доступен каждому педагогу, обеспечивает эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания,содержит документальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов, рабочую программу педагога, компьютер, принтер, ноутбук, есть доступ в Интернет)

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности, разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа, диагностика).

Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование); Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов, инновационная деятельность).

Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

В методическом кабинете оформлены стенды для размещения информации («Мастерская педагога», «Справочная детского сада», «Аттестация», «Обсудим вместе»).

Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Оформление кабинета выполнено в едином стиле, со вкусом, располагает к беседе, творческой работе.

Медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет)

Во всех помещениях имеется медицинское оборудование, мебель и медикаменты для оказания первой помощи, имеется бактерицидная лампа для предотвращения распространения бактерий и вирусов. В процедурном кабинете осуществляются профилактические прививки по направлению врача детского сада. Для наглядной агитации и распространение информации оформлен стенд «Айболит».

В целях оздоровления воспитанников, в осенний и весенний периоды детей кормят кислородным коктейлем. Кислородный коктейль — удивительная вещь. Его свойства можно сравнить с часовой прогулкой на свежем воздухе где-то в лесу, далеко от города. Такие коктейли нужно пить как взрослым, так и детям. С их помощью можно избавить от кислородного голодания, обогатить свой мозг кислородом и заставить его в несколько раз лучше работать.

Пищеблок и прачечная ДОУ оборудованы всем необходимым.