Памятки

Подготовила старший воспитатель ДОУ Костина Т.И.

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

  1. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  2. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточится.
  3. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  4. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  5. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первым. В противном случае, ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  6. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показываете ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
  7. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
  8. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

Дома:

  1. Каждая вещь в доме должна иметь своё место.
  2. Перед тем, как принять ванну, проверь, не слишком ли горячая вода.
  3. Не оставляй включённой незажжённую газовую плиту.
  4. Даже если опаздываешь, не суетись.
  5. Не бегай по мокрому полу.
  6. Когда нарезаешь хлеб или овощи, не держи пальцы близко к лезвию ножа.
  7. Не суй пальцы в мясорубку.
  8. Старайся не раздражаться по пустякам.

На улице:

  1. Не играй на проезжей части улицы.
  2. Не перебегай дорогу перед движущемся транспортом.
  3. Переходи улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.
  4. Изучай правила дорожного движения.
  5. По шоссейной дороге надо идти навстречу движущемуся транспорту (левая сторона).

В транспорте:

  1. Крепко держись за поручни.
  2. Не высовывай руки и голову из окна.
  3. Позаботься об удобствах других.
  4. Не выходи в вагон и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

На воде:

  1. Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.
  2. Не заплывай за оград. буйки.
  3. Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.
  4. Не купайся при высоких волнах.
  5. Не ходи по тонкому льду.
  6. Не купайтесь в грозу, и не плавай в реке с быстрым течением.

Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Ничто не убеждает лучше примера (Французская пословица).

Уважаемые родители! В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения и его обязанности;
  • основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • регулирование дорожного движения;
  • сигналы светофоры и регулировщика;
  • предупредительные сигналы;
  • движение через железнодорожные пути;
  • движение в жилых зонах;
  • перевозка людей;
  • особенности движения на велосипеде.

Рекомендации по привитию ребёнку устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации:

  • в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняйте необходимость быть постоянно бдительными на дороге, но не запугивайте транспортной ситуации;
  • указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и их причины;
  • закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортными ситуациями;
  • используйте прогулки для объяснения закрепления правил, работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожная разметка, а если регулировщик будит регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

П О М Н И Т Е !

Ребёнок учится законам безопасного поведения на дороге у родителей и взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребёнка!

Уроки дорожной безопасности для родителей.

Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
Л.Н.Толстой.

  • Ребёнок на руках. Будьте осторожны – ребёнок на руках закрывает вам обзор дороги.
  • Ребёнок в саночках. Как известно санки легко опрокидываются. На проезжей части или рядом с нейэтого нельзя допускать. Чаще смотрите за ребёнком. Держитесь середины тротуара, дальше от «сосулек».
  • Выход из автобуса, троллейбуса, трамвая. Первыми всегда выходят взрослые, принимая ребёнка, потому, что он легко может вырваться, пока вы заняты выходом, выбежать из-за автобуса на дорогу. Ребёнок, шагая по ступенькам, рассчитанным на взрослого, может упасть. Особая осторожность должна быть, когда выходите среди последних выходящих на остановке пассажиров. Так как водитель может не заметить стоящего на ступеньках ребёнка, которого вы, выйдя, приготовились взять, и, считая, что высадка окончена, закроет дверь и тронется, поэтому надо выходить не последним, взять ребёнка на руки или предупредить водителя перед выходом.
  • Проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае. При движении надо занимать устойчивое к возможным толчкам положение, быть особенно осторожным возле кабины водителя, как и во время приготовления к выходу.
  • За руку с ребёнком. На дороге или рядом с ней не забывайте, что ребёнок может попытаться вырваться. И это типичная причина дорожных происшествий. Ребёнок чаще пытается вырваться, когда он увидел на другой стороне дороги кого-либо из родных, друзей и.т.д. При переходе внезапно не останавливайтесь, не предупредив ребёнка.
  • Учите ребёнка наблюдать. Именно с 2 до 6 лет, пока ребёнок на улице рядим с вами, во время прогулок, по пути в детский сад и обратно лучше всего прививать ему те навыки, о которых речь шла выше! Используйте каждый случай пребывания рядом с ребёнком на дороге, чтобы по ходу дела учите его наблюдать, узнавать дорожные «ловушки». Пусть при переходе проезжей части он тоже наблюдает, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет ходить, через проезжую часть, не глядя.
  • Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребёнка или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Поэтому с ребёнком – никакой спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких разговоров о постороннем во время перехода. Никаких движений наискосок, в стороне от перехода на красный свет. Если вы конечно хотите, чтобы ваш ребёнок в будущем, когда он будет на улице один, был в безопасности.
  • Ваш ребёнок носит очки. На дороге очень важную роль играет так называемое «боковое зрение», потому что часто пешеход находится боком к приближающемуся транспорту. Так как «боковое зрение» ослаблено, не смотря на очки, надо с удвоенной тщательностью учить ребёнка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора». Более тщательно ребёнка учить оценивать и скорость приближающегося транспорта.

Общие рекомендации.

Выходить из дома следует заблаговременно так, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть, ходить по дороге не спеша.

Увидев автобус на противоположной стороне улицы, не спешите, не бегите. Объясните ребёнку, что это опасно.

Выходя на проезжую часть улицы, прекратите посторонние разговоры с ребёнком. Он должен привыкнуть, что при переходе надо молчать и наблюдать.

Переходите улицу, строго перпендикулярно. Ребёнок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

Переходите, только на зелёный сигнал светофора.

Переходите только по пешеходным переходам.

Выход из подъезда дома.

Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребёнка и посмотрите вместе, нет ли его.

Если у подъезда стоит транспорт или растёт дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и «выглянете», нет ли за препятствием скрытой опасности.

Движение по тротуару.

Обращайте внимание ребёнка на появляющиеся вдали и проезжающие транспортные средства, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребёнка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.

Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребёнка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти из-за транспорта, а в это время из-за него выйдет другой транспорт.

Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, - кустами, деревьями, заборами и т.д.

У детей в этом случае вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.

Переход через проезжую часть, где нет светофора

На перекрёстке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее положение и включает указатель правого поворота, а поворачивающий налево – крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.

Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребёнка на то, что пока он не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока такой транспорт отъедет подальше.

Посадка в автобус, поездка и выход из него.

Подходите к двери только при полной, остановке автобуса.

Приучите ребёнка держаться за поручни.

К выходу подготовьтесь, заранее

Держите ребёнка за руку, или возьмете его на руки.

Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу.

Привитие навыка останавливаться для осмотра

Во время прогулок приучайте ребёнка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволяет ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило для пешехода.

Привитие навыка запоминать дорогу в детский сад.

Во время движения показывайте дорожные знаки, их название и назначение, пешеходные переходы, сигналы светофора, наличие магазинов, перекрёстков, аптек, остановок маршрутного транспорта, название улиц. Можно нарисовать маршрут движения в детский сад и на нём показать опасные участки. Затем можно пройти по этому маршруту несколько раз, указать опасные места как на схеме.

Памятка пешеходам

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаться правой стороны, а где их нет - по обочине или велосипедной дорожки, если это не затрудняет движение велосипедистов.
  2. При отсутствии тротуаров, пеших и велосипедных дорожек, обочин или при невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосы – по внешнему краю).
  3. Вне населенных пунктов пешеходы при движении по обочине или краю проезжей части должны идти на встречу движения транспортных средств.
  4. Лица, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл при движении по проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств.
  5. При движении по дорогам в темное время суток и в условиях не достаточной видимости пешеходы по возможности должны прикреплять к своей одежде световозвращающие элементы (фонарик, зеркало и т.д.), позволяющие водителям своевременно распознавать людей в свете фар.
  6. По тротуару надо ходить спокойно, не бегать и не скапливаться в группы.
  7. При необходимости, трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус сзади.
  8. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
  9. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части, не участках где она хорошо просматривается в обе стороны.
  10. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора.
  11. В других случаях пешеходам разрешается выходить на проезжую часть, только после того, как они убедятся, что переход безопасен, и они не создают помех транспортным средствам.
  12. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны находиться на островке безопасности или линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
  13. Переходить проезжую часть надо быстро, не задерживаться, не останавливаться без надобности.

ПАМЯТКА «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Острые, колющие и режущие предметы обязательно кладут на свои места. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара, нельзя вставлять пальцы в электророзетки.

Лекарства следует хранить в местах, недоступных для детей.

Не разрешайте детям дома открывать окна и выглядывать из них, одним выходить на балкон и там играть.

Нельзя брать спички, трогать газовую плиту – газ очень опасен.

Нельзя трогать бытовую химию, стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов.

ПАМЯТКА «Здоровый образ жизни»

Режим дня – это сон, пребывание на свежем воздухе, игровая деятельность, занятия, отдых, приём пищи, личная гигиена, физическая культура.

Строго придерживайтесь режима, это упорядочивает поведение ребёнка, он привыкает к определённому порядку дня и спокойно ему подчиняется. Ко всему новому ребёнок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому к режиму приучают постепенно.

Родители должны помнить, что шумные, подвижные игры, новые игрушки возбуждают детей, ребёнку трудно переключаться на другую деятельность, например: сон, еду. Для того, чтобы ребёнок настроился, нужно дать ему время, разъяснить требования взрослого.

Все режимные моменты нужно организовывать так, чтобы ребёнку не приходилось ждать: умылся – сел за стол; сел за стол – начал есть; разделся – лёг в постель.

Не нарушайте сами распорядок дня. Вы для ребёнка – образец во всём. Подражая вам, он сам начинает делать то, что необходимо.

ПАМЯТКА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребёнок остаётся один на один с опасностью.

Основная группа потенциально опасных предметов находится дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи. Эту проблему можно решить с помощью родителей.

Используя игрушечный или настоящий телефонный аппарат, научите ребёнка набирать номера 01, 02, 03,следя за тем, чтобы он поворачивал диск до конца или чётко нажимал кнопки. Ребёнка нужно научить громко и внятно называть свою фамилию, имя, домашний адрес.

Расскажите ребёнку в доступной форме об электричестве, его значении, опасности. Предложите нарисовать знаки возле каждого электроприбора: нельзя самому прикасаться; пользоваться надо осторожно. Вместе с ребёнком сформулируйте правила пользования электроприборами: не трогать утюг, розетку; никогда не дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками.

Объясните, что контакты с животными на улице могут быть опасными. Уличные кошки и собаки бывают больны или агрессивны. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно.

Запомните сами и передайте детям знание основных причин дорожно-транспортных происшествий:

  • переход улицы перед близко идущим транспортом;
  • переход улицы в неустановленном месте;
  • хождение по проезжей части улицы и дороги;
  • игра на мостовой;
  • неправильный обход транспортных средств.

* Расскажите, к кому можно обратиться за помощью, если ребёнок потерялся; к милиционеру, продавцу магазина, охраннику. Если ребёнок забыл домашний адрес, он должен постараться назвать, какие магазины, кинотеатры находятся недалеко от дома, какой автобус останавливается рядом, или любой ориентир, который поможет найти его дом.

* Расскажите о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, используйте игру «Съедобное – несъедобное».

* Некоторые предметы в доме можно разделить на две группы:

  • которыми детям пока нельзя пользоваться: спички, зажигалки, электроприборы.
  • предметы, которыми можно пользоваться осторожно: ножницы, нож, молоток, гвозди.

* Попросите детей помочь все опасные предметы расположить по местам, обозначив соответствующим знаком: нельзя самому прикасаться; пользоваться осторожно.

Уважаемые родители!

Просим вас прислушаться к нашим советам

  1. Для всестороннего развития вашего ребёнка покупайте ему самые разнообразные игрушки и играйте вместе с ребёнком.
  2. Игрушки должны соответствовать возрасту ребёнка. Не спешите с покупкой дорогих игрушек для них. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам, и девочкам.
  3. Никогда не покупайте игрушку, не подумав, нужна ли она на сегодняшний день ребёнку или нет.
  4. Помните, что обилие игрушек не улучшит качества детской игры.
  5. Все игрушки ребёнка должны находиться в определённом месте, нужно отвести для этого шкаф или полку.
  6. Если у вас всё же есть довольно большое количество игрушек, периодически меняйте их, чтобы они не надоели вашему ребёнку.
  7. С двух лет приучайте ребёнка с вашей помощью наводить порядок в игровом хозяйстве.
  8. Книги, карандаши, пластилин – не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.

Памятка «Чтобы воспитать Человека»

Нужно!

  1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
  5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ре­бенка.
  7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя!

  1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  2. Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом полу­чают ее обратно с процентами.
  3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.
  4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
  5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши ин­тересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закла­дываются).
  6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, кото­рого родители могут по своему усмотрению лепить.
  7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.

Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка-дошкольника»

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

  • способен к сотрудничеству со сверстниками;
  • способен усвоить правила очерёдности;
  • может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

  • напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

  • соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
  • лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

  • разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
  • бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

  •  - способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
  •  - удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
  •  - начинает осознавать свои переживания.

Памятка «Десять заповедей родителей»

 

  1. Не ждите, что Ваш ребёнок будет таким, как Вы, помогите ему стать собой!
  2. Не думайте, что ребёнок Ваш, он Божий.
  3. Не требуйтеот ребёнка платы за всё, что Вы для него делаете.
  4. Не вымещайтена ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.
  5. Не относитеськ его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше вашей.
  6. Не унижайтеребёнка!
  7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребёнка, а мучьте, если можете, но не делаете.
  8. Помните: для ребёнка сделано недостаточно, если сделано не всё.
  9. Умейте любить чужого ребёнка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
  10. Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами.

 Памятка «Домашняя игротека»

Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков.

«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д. 

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из груш..... и т.д.

«Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц.. Пуговицы можно пришивать, а можно укрепить их на тонком слое пластилина.

«По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем -какие они. Вот почтовый ящик -он синий. Я заметил кошку -она пушистая.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным (зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.                                 

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Ж».

 

 

«Искусство быть родителем»

 

 

  • Ваш малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
  • Ваш ребёнок  - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем долее ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.
  • Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Будь уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОВИНИЛСЯ…

  1. Не начинайте разговор с ребёнком, если вы в плохом настроении.
  2. Сразу дайте оценку  проступку, ошибке;  узнайте, что ребёнок думает  по этому поводу.
  3. Не  унижайте ребёнка.
  4. Не вымогайте обещаний, для ребёнка они ничего не значат.
  5. Оценивайте  поступок,  а не личность: «Ты поступил плохо»,  вместо «Ты плохой ».
  6. После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте почувствовать, что  вы ему  сочувствуете,  верите в него.

НАКАЗЫВАЯ  РЕБЁНКА,  НУЖНО  ПОМНИТЬ…

  1. Гораздо большей воспитательной силой обладает  прощение проступка.
  2. Наказание должно быть нормой, а не исключением.
  3. Наказывайте за проступок, а не потому, что  у вас плохое настроение.
  4. Не читайте длинных  нотаций.
  5. Не напоминайте о проступке.
  6. Ведите разговор с сыном  (дочерью)  наедине.

Развивайте любознательность у своего ребёнка

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
  2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
  3. Ответы давайте краткие и доступные понимания ребенка.
  4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  5. Научите его играть в шашки и шахматы.
  6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
  7. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
  9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
  10. Поощряйте экспериментирование детей.
  11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Любите своего ребенка!

Наказывая, подумай: «Зачем?»

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  • За один раз – одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен.
  • Наказание без унижения.
  • Ребенок не должен бояться наказания.

Памятка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста»

  1. Сервировка стола и поведение за столом:
    • Знать разнообразные варианты сервировки стола;
    • Уметь пользоваться столовыми приорами;
    • Непринуждённо сохранять правильную осанку;
    • Знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
    • Владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
  2. Культура внешнего вида:
    • Одеваться в соответствии с модой, но с    учётом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
    • Поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
    • Уметь самостоятельно причёсываться.
  3. Речевой этикет:
    • Уметь обратиться с просьбой;
    • Знать правила ведения разговора по телефону;
    • Во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
  4. Поведение в общественных местах:
    • Уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе;
    • Знать основные правила поведения в школе, библиотеке.
  5. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
    • Уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
    • Выбирать подарки и их преподносить;
    • Уметь принимать гостей и быть гостем.

Памятка для родителей "Только не лебедь, рак и щука"

  • Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Поступая таким образом, мы разрушаем и без того нестойкую и гибкую картину мира ребенка. Он теряется, потому что не в состоянии понять тонкостей наших переживаний и относит их на свой счет, а следовательно, так и не усваивает, хорошо или плохо то, что он делает или просит. Это первый грех непоследовательности.
  • Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия по поводу воспитания и реакций на поведение ребенка у различных членов семьи - явление распространенное. Но стоит помнить, как заповедь и непреложное правило: ребенок не должен знать об этих разногласиях. Если кто-то из членов семьи считает, что разрешение или запрет, поощрение или наказание со стороны другого несправедливо или неверно, прикусите язык, дождитесь времени, когда сына или дочки не будет рядом, и разрешите свои споры. Но никогда не стоит обсуждать вопросы воспитания при ребенке или давать ему повод понять, что если мама что-то не разрешила, то надо обратиться к папе. Это вредно как минимум по двум причинам.
  • Первое: таким поведением мы не вносим в картину мира ребенка ясность, согласованность и гармонию. Два (или больше, когда в дело вступают бабушки и дедушки) самых значимых, любимых и важных в жизни ребенка человека говорят разное о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Где истина?
  • Второе: не справившись с напряжением и отчаявшись отыскать истину, ребенок переходит к другому, еще более опасному способу разрешения ситуации - манипулированию. Он, сначала интуитивно, а со временем осознанно, начинает использовать наши разногласия, получать выгоду для себя, добиваясь удовлетворения своих желаний или капризов от того, кто в этот момент наиболее удобный объект для решения этих задач. Ребенок вмешивается в отношения взрослых и манипулирует ими, вместо того чтобы разбираться в том, чего и как стоит добиваться, какие желания могут быть исполнены, а какие нет и почему.
    Итак, мы любим своего ребенка, принимаем его таким, какой он есть, действия всех членов семьи последовательны и согласованы, но все равно наступает момент, когда мы не можем понять малыша или найти общий языке подростком.

Памятка. 
Роль матери и отца в воспитании ребенка

  1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка.
  2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные моменты жизни ребенка. Образование, воспитание, окружающая среда оказывают большое значение на личность.
  3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у вас есть.
  4. Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, но ребенок запоминает только то, что ему интересно.
  5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.
  6. Впечатления раннего возраста определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
  7. Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач.
  8. Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.
  9. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
  10. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
  11. Присутствие бабушки и дедушки в семье создает хороший стимул для развития ребенка.
  12. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  13. Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение лучший способ стимулировать ребенка.
  14. Разучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стихи.
  15. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками малыша.
  16. Игрушки должны быть приятными на ощупь.
  17. Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом.

Желаем  успехов  в  воспитании  ребенка!

 

Памятка родителям
Программа здоровья для семьи

  • Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
  • Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
  • В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
  • По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
  • Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
  • Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
  • Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
  • Научить детей плавать.
  • Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
  • Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
  • Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.

Правила здорового образа жизни.

  • Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
  • Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
  • Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.
  • Доброжелательно относись к людям. Знай и соблюдай правила общения.
  • Выработай с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
  • Занимайся ежедневным закаливанием организма и выбери для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
  • Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное.

Расти здоровым!

 

Учите детей думать и говорить.

Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью. Занимаясь с ребёнком, проговаривайте всё, что делаете сами, и активизируйте речь ребёнка. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребёнка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.

Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от детей «Я не знаю, я не умею». Ребёнку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящие вопросы, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой  абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации  надо думать. Пусть ребёнок сам  ищет наиболее рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумайте сами и учите детей сочинять загадки.

  • Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лёгкий, в руках тает»; «Сами маленькие, а человечек на них с горки едет», «Пушистый, ходит, мяукает».
  • Особое удовольствие вызывает у детей игровые действия. Например, загадывая загадку, взрослый производит определённые действия, по которым ребёнок и должен её отгадать (взрослый тяжело ступает, переваливается с ноги на ногу, изображая медведя).
  • Вы читаете или рассказываете коротенький текст, содержание которого может быть понятно лишь при анализе ситуации. Ребёнок должен понять смысл и сделать вывод. Например: Мама  шла из магазина и несла в руках тяжёлые сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну сумку, а меня возьми на ручки».правильно ли решил мальчик?

Не забывайте  расширять словарный запас ребёнка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в слова».

  • Кто больше придумает слов на заданную букву или назовёт  больше цветов, зверей.
  • Предложите ребёнку называть слова противоположные по значению (большой – маленький, высокий – низкий и т.д.).
  • Можно называть признаки знакомых предметов. Например: яблоко – большое, сочное, сладкое.)
  • Можно предложить ребёнку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом…», «После весны наступает…», «В лесу мы собирали….»

Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей

  • Предложите ребёнку закончить ряд: 
  • Попросите ребёнка сказать , какие фигуры  пропущены в указанном ряду с учётом последовательности их расположения:
  • Предложите ребёнку заштриховать квадратики в такой последовательности, чтобы получилась шахматная доска.
  • Предложите ребёнку продолжить буквенный ряд:
    • ААБААБААБААБААБ……
    • ВЕРВЕРВЕРВЕР……

Развитие мышления и речи является важнейшим условием для успешного овладения учебной деятельности.

Памятка «Какие родители - такие и дети»

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение со­циально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собст­венного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отноше­ния со сверстниками.

Авторитарные родители —раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре­доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их вос­питания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессив­ные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контроли­ровать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не об­ращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется само­контроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать не­правильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Советы родителям для нормализации общения с ребенком.

  • Безусловное принятие ребенка, то есть нужно любить его не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т.д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить об этом.
  • Испытывать негативные эмоции - это нормально, важно проявлять свое недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. ("В этот раз ты не старался, я расстроена твой плохой оценкой" вместо "Ты неумеха и лентяй, так и знала, что получишь двойку!").
  • Старайтесь обращаться к ребенку не только с претензиями и критикой, важно говорить на равных, тогда ребенок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно), сколько раз за день Вы обращаетесь ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько - просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями; сколько раз Вы похвалили ребенка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!
  • Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, недаром некоторые дети открыто спрашивают " Ты меня любишь?", даже провоцируют "Я плохой, я дурак..." при этом надеясь (подсознательно), что его разубедят, скажут что-то наподобие "Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я все равно тебя люблю".
  • Если мы искренне говорим с ребенком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а следовательно и лучше их понимать.
  • Важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).
  • Часто семейные тайны оказывают негативное влияние на психо-эмоциональное развитие ребенка - он чувствует, что что-то не так, но, не зная причины, начинает сомневаться прежде всего в себе, появляются необоснованные страхи, которые переходят в депрессию со всеми последствиями. Практически во всех случаях поговорка "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь" оказывается актуальна, но важно дозировать информацию в соответствии с возрастом ребенка.

Помните, что ребенок воспроизводит с другими людьми (а потом и со своими детьми) модель поведения и общения, усвоенную в семье.

 

Памятка для родителей по развитию речи.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их требуется не более 4—5 раз. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

    Ребенку важно уметь:

    • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
    • делить слова на слоги;
    • различать твердые и мягкие согласные;
    • различать гласные и согласные звуки;
    • различать слова, похожие по звучанию;
    • различать слова, отличающиеся одним звуком;
    • находить слова, в которых нет заданного звука;
    • осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.
  2. Формирование правильного звукопроизношения.

    Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата. Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15—20 минут.

  3. Развитие моторики и графических навыков.

    Необходимо тренировать:

    • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)
    • общую моторику;
    • мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).

    Используя приемы:

    • пальчиковые игры;
    • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.).
  4. Развитие звуко-буквенного анализа.

    Ребенка надо научить:

    • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
    • понимать смыслоразличительную роль буквы.
  5. Развитие словаря.

    Формировать умения:

    • определять количество и последовательность слов в предложении;
    • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
    • пересказать текст;
    • рассказать сказку.
  6. Обучение чтению.

    Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

  7. «Домашняя игротека»

    Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков.

    «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

    «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

    «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д.

    «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

    «Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из груш..... и т.д.

    «Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц.. Пуговицы можно пришивать, а можно укрепить их на тонком слое пластилина.

    «По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем -какие они. Вот почтовый ящик -он синий. Я заметил кошку -она пушистая.

    «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным(зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.

    «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Ж».