Консультации логопеда

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

Правильное произношение различных звуков зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ведется посредством артикуляционной гимнастики. Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе — также используются игровые приемы. На основе ранее приобретенных простейших навыков, движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются и совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе уже следят за:

  • плавностью,
  • легкостью,
  • четкостью выполнения движений,
  • за умением плавно, достаточно быстро переключаться с одного движения и положения на другое
  • за точностью и устойчивостью конечного результата.

Полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.

В подготовительной к школе группе (и второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

  • гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;
  • длительных и взрывных согласных : м — б, н — г;
  • носовых и сонорных: м —л, н — л;
  • губных и язычных: б —д, ф — х;
  • взрывных и щелевых: б — в, к — х;
  • переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.

Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов.

Проводить артикуляционную гимнастику надо:

  • ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3 — 5 минут.
  • Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений.
  • Упражнения выполняются подгруппами из четырех-шести человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
  • Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.